Tags

,


Владимир Ахмедов

Кадры решают все

Сложнее обстояло дело с сирийскими спецслужбами, где любые кадровые перемещения на высшем уровне производились крайне осторожно, а их возможные последствия тщательно взвешивались. 18 февраля 2005 г. Б. Асад подписал указ о назначении своего зятя А. Шауката начальником УВКР вместо отправленного в отставку Х. Халиля, которому 14 февраля исполнилось 60 лет. Характерно, что еще в ноябре 2004 г. созданная в 2000 г. А. Шаукатом структура в недрах УВКР, контролировавшая деятельность всей армии и самого Управления, была расформирована, а сам А. Шаукат назначен заместителем Х. Халиля. Данное решение вызвало неоднозначную реакцию в военных кругах Сирии. Часть представителей силовых структур считали, что с учетом напряженных отношений А. Шауката с Х. Халилем и братом президента Махером Асадом положение некогда влиятельного генерала сильно осложнилось. Другие же рассматривали это назначение как еще одни шаг президента в рамках идущей в Сирии реформы спецслужб и подготовку А. Шауката к назначению на пост начальника УВКР. Именно так и произошло в конечном итоге. Возможно, президента не удовлетворяли медленные темпы реформы спецслужб и то противодействие, которое она встречала в ряде силовых структур.

      Назначение в октябре 2004 г. на пост главы МВД Г. Канаана, которому президент поручил реализацию плана реформы органов государственной безопасности, предусматривающего создание на основе различных соперничающих спецслужб единого ведомства, было неоднозначно встречено в сирийских силовых структурах. В руководстве армии и спецслужб резко обострилась борьба за власть. Часть «силовиков», опасаясь утратить свои властные полномочия, выступили против планов Б. Асада по реформе спецслужб и их подчинению Г. Канаану.
25 января 2005 г. министр обороны САР Х. Туркмани выступил с инициативой создания в Сирии Совета Национальной Безопасности. В его состав должны были входить президент и ряд постоянных членов: премьер-министр, министры обороны, иностранных и внутренних дел, информации, начальник генерального штаба и УОР САР. Как полагают, в либеральных сирийских кругах данный шаг сирийского военачальника был продиктован желанием обеспечить реформу сирийских силовых структур и создать новый, современный аппарат государственной безопасности в духе курса реформ и с учетом геополитических изменений в регионе. Общие контуры Совета, его состав, структура и функции, были разработаны рядом видных представителей леволиберальных сил САР еще в конце 2003 г. в виде отдельного документа. Однако последние перестановки в руководстве сирийских спецслужб свидетельствовали, что Б. Асад пока был склонен идти прежним проверенным путем в ходе кадровых перемещений в этой деликатной сфере государственного управления. В этой связи необходимо подчеркнуть, что согласно положению об УОР САР там могли служить как военные, так и гражданские лица. При этом допускалось, что начальник управления и его заместители не обязательно должны были носить погоны. Именно это обстоятельство послужило формальным предлогом для того, чтобы Х. Ихтияр, срок службы которого окончился 18 января 2005 г., остался на прежнем посту. Любопытно, что в свое время Х. Ихтияр, который служил начальником УВКР по Дамаску, был направлен в УОР на «укрепление военной составляющей» этой службы.
Департамент политической безопасности МВД САР – структура наиболее тесно связанная с широкими массами сирийского населения. Поэтому в недрах этой организации разрабатывались предложения о том, чтобы должность начальника Департамента могло занимать гражданское лицо. В качестве главного аргумента выдвигался тезис о том, что этот пост в Сирии больше политический, чем военный, а его руководитель должен иметь стратегическое видение развития политических процессов в стране и принимать активное участие в них. Поэтому МВД, в структуру которого входил Департамент политической безопасности, призванный надзирать за политической благонадежностью граждан, находилось на особом учете у Б. Асада. В этой связи характерен подписанный Б. Асадом в начале июля 2004 г. приказ об одновременном повышении в звании 5-ти бригадных генералов МВД и 4-х начальников полиции: Дамаска, провинций Дамаска, Идлеба, Халеба, а также начальника политического управления МВД САР. Комментируя столь беспрецедентное в истории МВД событие, начальник полиции Дамаска дивизионный генерал Набиль Гариб отмечал, что данный шаг президента свидетельствовал о его большом доверии к силам внутренней безопасности и высокой оценке их работы. В ходе перестановок в сирийском правительстве, произведенных Б. Асадом в октябре 2004 г., пост министра внутренних дел занял Г. Канаан, которого президент таким образом «вывел» из-под сокращения в соответствии с новым законом о военной службе.
Как это обычно бывает в Сирии, столь крупные кадровые перемещения в армии и спецслужбах сопровождались не менее крупными перестановками в других ключевых министерствах и ведомствах САР. Так, 21 июля 2004 г. министр иностранных дел Сирии Ф. Шараа издал приказ №67 о новых назначениях в центральном аппарате и зарубежных дипломатических миссиях МИД САР. В нем говорилось о назначении 25 дипломатов различного ранга (преимущественно послов) центрального аппарата на службу в зарубежные дипломатические представительства САР и переводе на работу из одних в другие сирийские посольства.
Еще в конце июня – начале июля 2004 г. в информированных кругах Сирии заговорили о том, что Б. Асад намерен направить двух своих ближайших соратников Сами Хейми и Набраса Фадыля послами в Лондон и Париж, соответственно. Данная информация не на шутку встревожила «реформаторские» круги Сирии, в которых с этими именами связывали дальнейшее продвижение реформ в стране. 50-летний уроженец Дамаска С. Хейми считался одним из близких президенту людей, под началом которого он работал еще в Компьютерной ассоциации САР. В последнее время Б. Асад поручал ему выполнение деликатных миссий за рубежом. С. Хейми являлся также ведущим членом так называемой «группы поддержки», сформированной в мае 2003 г. по поручению Б. Асада Н. Фадылем для оживления переговоров о партнерстве с ЕС. Менее чем за год С. Хейми и его группа добились больших успехов, чем их предшественники за 7 предыдущих лет.
Если с назначением С. Хейми было все более или менее ясно, и Форин оффис уже дал согласие на его приезд в Лондон вместо М. Насара (был избран заместителем генерального секретаря ЛАГ), то вопрос с Н. Фадылем оставался, судя по всему, открытым. Выпускник Высшего политехнического института в Париже 43-летний Н. Фадыль, проживавший с 1978 по 2003 гг. во Франции, всячески опровергал информацию о своем возможном назначении послом. Если для С. Хейми назначение послом было явным скачком в карьере, то для Н. Фадыля не все было так однозначно. Будучи советником президента по экономическим вопросам, он курировал ряд важных проектов, связанных с административной, финансово-кредитной и судебными реформами, призванными коренным образом изменить внутриполитическую ситуацию в Сирии. В тоже время, с назначением Н. Фадыля в Париж связывали достижение прорыва в сирийско-французских отношениях, которые упали до чрезвычайно низкого уровня за последние 2-3 года. Это было связанно, прежде всего, с расхождением позиций Дамаска и Парижа по проблеме Ливана и грядущими там президентским выборам, а также с тем, что в ходе недавних торгов тендер на добычу и разработку природного газа в САР достался англо-американскому консорциуму, а не французской компании «Тоталь», пользовавшейся поддержкой президента Франции Ж. Ширака.
Англия и Франция были далеко не единственными странами, где Б. Асад намеревался «усилить» новыми кадрами дипломатические представительства САР. Как утверждали в осведомленных сирийских кругах, президент распорядился отозвать послов из Канады, Италии, Иордании, Йемена, Германии, Швейцарии. На их места подбирали новые кадры, причем далеко не всегда из числа карьерных дипломатов, а бывших военных и некоторых руководителей частных предприятий САР. Например, дивизионного генерала, бывшего начальника одного из управлений министерства обороны САР Карькоса Карьякоса назначили послом САР в Ираке.
Характерно, что далеко не все кандидатуры новых послов согласовывались с РР ПАСВ, как это было принято раньше, а утверждались по рекомендации президента на заседании Совета министров. Таким образом, кадровые перестановки в сирийском внешнеполитическом ведомстве действительно имели крупный характер. Всего по данным сирийских экспертов с начала 2003 г. по июль 2006 г. было заменено более 50 высокопоставленных сирийских дипломатов.
Кадровые перестановки коснулись также и информационно-пропагандистского блока, деятельность которого подвергалась все большей критике как недостаточно эффективная с точки зрения качественного и своевременного обеспечения внешнеполитического курса Б. Асада. Так, новый директор Сирийского информационного агентства (САНА) отозвал в начале июля 2004 г. ряд зарубежных корреспондентов из-за их недостаточной квалификации и низкого уровня работы. Благодаря этому, САНА смогла сэкономить около 120 тыс. долл., которые была намерена потратить на открытие новых корпунктов, например в США (Вашингтон), Германии, Китае. В 20-х числах июля 2004 г. министр информации САР А. Хасан назначил нового директора по телерадиовещанию Сирии Т. Ахмеда – бывшего директора общих программ, вместо Ф. Шариджи, назначенного советником министра по телерадиовещанию. Кадровые перестановки коснулись также директоров ряда ведущих телевизионных программ, в том числе спутникового вещания.
С одной стороны, в значительной степени такие масштабные перестановки в ключевых с точки зрения внутренней и внешней политики структурах САР произошли под воздействием внешнего фактора. Ситуация вокруг самой Сирии, в соседнем Ираке и арабо-израильском мирном процессе оставалась весьма неопределенной и потенциально опасной для сирийских властей. Возможно, именно эти обстоятельства заставили Б. Асада скорректировать прежний курс в сторону преемственности. С другой стороны, сирийский лидер давал достойный ответ тем зарубежным политикам и политологам, которых все время волновал вопрос «Кто правит Сирией?» Действительно решиться на подобные перестановки в узловых механизмах власти в условиях сирийской действительности, не будучи твердо уверенным в крепости своих властных позиций в армии, спецслужбах, родовом клане и в обществе в целом было бы чрезвычайно рискованно и смело и могло быть чревато самыми тяжелыми последствиями.